В книге «Врата кругооборотов» (стр. 10, второй
столбец) сказано, что «все сыновья Исраэля обязаны кругообращаться, пока не
восполнятся всеми (светами) НаРаНХаЙ.
Однако у большинства людей нет всех пяти частей, называющихся НаРаНХаЙ, а есть
лишь нефеш, что из мира Асия».
Отсюда следует, что каждый должен исправить
лишь свою часть и корень своей души – и не более. Тем самым восполняется его
категория – то, что он должен исправить.
Дело в том, что следует знать: все души
происходят от души Адам Ришон, ибо после того как он совершил грех Древа
познания, разделилась его душа на шестьсот тысяч душ. Иными словами, то, что
для Адам Ришон было одним светом, называющимся на языке святого Зоара «высшим
свечением», которое было у него в райском саду единовременно, – разделяется на
многочисленные части.
Загляни в книгу «Паним масбирот» (стр. 56), где
сказано: «Ибо после того как перемешались добро и зло (т.е. после прегрешения),
у клипот возникло большое построение, и у них есть сила, чтобы держаться за
Святость. И чтобы оберегаться от них, разделился свет семи дней сотворения на
очень малые части, от которых клипот не могут питаться вследствие их малости.
По примеру царя, который пожелал отослать
большую сумму золотых динаров своему сыну в заморскую страну. Все жители его
страны – воры и обманщики, и нет у него верного посланника. Что же он сделал?
Разменял динары на мелкие монеты и отослал их с многочисленными посланцами, так
чтобы им не было смысла насладиться грабежом и нарушить ради этого царское
достоинство».
Таким же образом, распределив время среди
многочисленных душ, можно посредством свечений дней проявить все святые искры,
которых ограбили клипот вследствие греха Древа познания.
Тайна многочисленных душ – разделение на
внутренние светá, а категория многочисленных дней – разделение на внешние
светá. Грошик за грошиком присоединяется к счету большого света, с которым
согрешил Адам Ришон, – и тогда наступит конец исправления.
Отсюда следует, что каждый рождается лишь с
малой частью от его части души Адам Ришон. И когда он исправляет свою часть –
уже не должен снова кругообращаться. Поэтому человек может исправить лишь то,
что относится к его части, и об этом сказано в книге Ари «Древо жизни»: «Ни
один день не похож на другой, ни одно мгновение не похоже на другое, ни один
человек не похож на другого, и гальбан исправит то, чего не исправит ладан. Но
каждый должен исправить то, что относится к его части».
Однако следует знать, что у каждого родившегося
человека есть работа над выбором. Ибо человек не рождается праведником, как
сказали мудрецы (трактат «Нида, 16:2): «Сказал рабби Ханания Бар Папа: тот
ангел по имени Ночь, что отвечает за беременность, берет каплю семени,
представляет ее Творцу и спрашивает: "Властитель мира, что выйдет из этой
капли: герой или слабый, мудрец или глупец, богач или бедняк?" А грешник
или праведник – не говорит».
Таким образом, отсюда следует, что человек не
рождается праведником, так как «праведник или грешник – не говорит», а отдано
это на выбор человека. Каждый, согласно своим усилиям в Торе и заповедях,
удостаивается очистить свое сердце и исправить свою категорию – то, что
возложено на него сообразно корню его души. И тогда он обретает совершенство.
Первая ступень, на которой рождается человек
В Зоар, «Мишпатим» (стр. 4, п. 11 в комментарии
«Сулам») сказано: «Смотри же: когда рождается человек, дают ему душу (нефеш) со
стороны животного, со стороны чистоты, со стороны тех, кто называется колесами
святости, т.е. из мира Асия. Удостоился большего – дают ему дух (руах) со
стороны животных святости, т.е. со стороны мира Ецира. Удостоился большего –
дают ему душу (нешама) со стороны престола, т.е. из мира Брия. Удостоился
большего – дают ему душу (нефеш) через Ацилут. Удостоился большего – дают ему
дух (руах) Ацилута со стороны срединного столпа, и зовется он сыном Творцу, как
сказано: "Сыновья вы Господу Богу вашему" [1]. Удостоился большего – дают ему
душу (нешама) со стороны Аба вэ-Има, представляющих Бину, о которых сказано:
"Всякая душа да восхвалит Творца" [2]. И восполняется в них АВАЯ».
Совершенство души – когда есть у человека НаРаН
из миров БЕА и НаРаН из Ацилута. Это совершенство было у первого человека (Адам
Ришон) до прегрешения. И лишь после прегрешения он опустился со своей ступени,
и разделилась его душа (нешама) на шестьсот тысяч душ.
Поэтому духовный мир человека называется нешама, даже тогда, когда у него есть
лишь нефеш дэ-нефеш. Ибо существует правило: о какой бы вещи ни шла речь,
всегда говорится о ее наивысшем свойстве. А поскольку наивысшее свойство
человека – это ступень нешама, постольку в целом духовный мир человека всегда
называется именем нешама.
И хотя каждый человек рождается на наименьшей
ступени, вместе с тем сказано (см. «Врата кругооборотов», стр. 11, второй
столбец): «Каждый человек может стать как Моше, если захочет очистить свои
деяния. Ибо он может взять себе другой дух (руах), более высокий, до высоты
мира Ецира, а также душу (нешама) с высоты мира Брия». Тем самым ты поймешь
также известное высказывание мудрецов: «Духи праведников или их души приходят и
включаются в человека тайной зарождения, чтобы помогать ему в служении Творцу».
Кроме того, в комментарии «Сулам» (Предисловие
к Зоар, стр. 93) сказано: «"Погонщик ослов" – это подмога душам
праведников, посылаемая им свыше, чтобы поднимать их со ступени на ступень. Ибо
без этой подмоги, которую Творец посылает праведникам, они не смогли бы сойти
со своей ступени и взойти выше. А потому посылает Творец каждому праведнику
высокую душу свыше – каждому согласно его достоинствам и ступени, – душу,
помогающую ему на пути. Это называется включением души праведника и раскрытием
души праведника».
Отсюда вытекают известные слова: нет поколения,
в котором не было бы подобных Аврааму, Ицхаку, и Яакову [3]. Это не значит, что они родились
такими и у них нет выбора. Однако же, люди, старающиеся идти путем истины и
прилагающие усилия, которые должны прилагать, всегда получают помощь свыше
посредством включения души праведника, т.е. получают силу, чтобы подниматься по
высшим ступеням.
Таким образом, всё, что дают свыше, приходит
как подмога, но не в отсутствие всякой работы и выбора. И мир обеспечивается
благодаря этим праведникам, которые привлекают изобилие свыше, посредством чего
есть обеспечение наверху.